Что может сравниться с искусством пения в выражении чувства любви к человеку? И поэзия, и живопись обладают своими особенными выразительными средствами, способными донести до нас различные грани этого несравненного чувства. Однако они не способны в полной мере передать той экспрессии, которая таится в музыке, помноженной на прекрасный поэтический слог.
Именно песня наиболее убедительно звучала из уст доблестных рыцарей, сложенная ими в честь возлюбленной Прекрасной Дамы. Пение многочисленных серенад под желанными окнами издавна (и до сей поры) служило непревзойденным средством объяснения в любви. Спустя время, профессиональные композиторы также посвящали теме любви весомую часть своего творчества, которое всегда находило своего благодарного слушателя. Огромное число музыкальных произведений (и вокальных, и инструментальных) появилось на свет, благодаря удивительным любовным историям, сочиненным литераторами или происходившим в жизни.
Сколько же таких историй любви прозвучало на маленькой сцене детской музыкальной школы в один из майских вечеров! Звучали они на различных языках: французском, итальянском, русском, английском и даже испанском, увлекая и завораживая слушателей своей красотой: то нежной, трепетной, то страстной и порывистой, то сдержанной и печальной. Осуществить эту интересную затею удалось профессиональным музыкантам с. Усть-Цильмы и приглашенным ими юным способным музыкантам с. Хабариха.
Слушатели, пришедшие на концерт, были погружены его организаторами в романтичную атмосферу гостиной или салона 19 века. Именно в это время возникло направление, названное салонным искусством, собиравшим в богато украшенных гостиных незаурядных художников, литераторов, актеров и музыкантов.
Эмоциональность и воодушевление царили на сцене и в зале. Выступление артистов на фоне картин с живописными пейзажами и натюрмортами в золоченых рамах призвано было отвлечь публику от будничных забот. Ведущая концертной программы – Ирина Корнева увлекала нас за собой в поэтичный мир любовных приключений героев очередного вокального номера. Ее слово являлось ключом, ведущим к пониманию смысла произведений, звучавших, как уже говорилось, на различных иностранных языках. Хотя, живое, артистически тонкое исполнение вокалистками Марией Поповой и Агриппиной Семьиной многочисленных куплетов, романсов, дуэтов зачастую и не требовало перевода. Их весьма выразительная мимика, пластика движений, в какой-то момент даже под ритмичный стук кастаньет, символические детали к прекрасным концертным нарядам – помогали настроить слушателей на определенный лад.
Представленные в концерте технически сложные вокальные партии, изобилующие множеством «кружевных» украшений, неожиданных драматургических поворотов, контрастных образных переходов потребовали от молодых исполнительниц усердной подготовки. Уже один только немалый перечень авторов музыки прозвучавших произведений иного вокалиста поставил бы в тупик: Дж. Перголези, А. Вивальди, А. Моцарт, А. Варламов, И. Штраус, Ж. Оффенбах, А. Дворжак, Ф. Легар, И. Кальман, а также популярная музыка современных авторов. Перед зрителями предстали влюбленные героини из знаменитых опер и оперетт, в образы которых мгновенно перевоплощались вокалистки. Девушки также прекрасно исполнили несколько красивейших дуэтов, в которых в причудливом переплетении чисто сливались их голоса.
Конечно, этой магии мы не ощутили бы в полном объеме без неустанной работы за роялем концертмейстера Юлии Каневой – вдохновителя самой идеи концерта. Рояль, как полноправный участник, смело вторил голосам вокалисток. Он иногда выразительно «досказывал» то, что невозможно высказать словами, иногда беззаботно «беседовал» с героиней номера или «дорисовывал» общую художественную картину. Слияние голоса с красивыми гармоническими созвучиями, с блестящими россыпями пассажей на клавишах – все было подчинено выражению единого замысла очередного произведения.
Гитара – верная спутница подобных камерных вечеров. Без ее нежного проникновенного перебора невозможно представить себе их романтического наполнения. Голос гитары в качестве солистки был представлен учащимся школы Игорем Абдулаевым, добившимся в игре на любимом инструменте весьма заметных результатов. Аккомпанирующую роль гитара выполняла в чутких руках учителя Игоря – Андрея Евгеньевича Хозяинова. Учитель и ученик в финале концерта совместно аккомпанировали вокальному дуэту девушек, вдохновенно исполнившему песню из репертуара Н. Орейро.
Органично вписалось в концертную программу выступление Ивана Чупрова (вокал) и аккомпанирующих ему на гитарах Андрея Чупрова и Кирилла Пономаренко, приехавших специально для этого из с. Хабариха. Руководитель этого коллектива Татьяна Ивановна Набокова. По-своему, спокойно, без суеты ребята передали настроение светлой грусти в знаменитой композиции на стихи Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (муз. Е. Шашиной). Второй выход ребят на сцену с известным романсом «Обойми, поцелуй» (муз. М. Балакирева, сл. А. Кольцова) вновь порадовал слушателей чистым мужским академическим исполнением, что является большой редкостью для нашего района. Хочется поблагодарить ребят за такое хорошее выступление.
В зале не было равнодушных лиц. Внимая чудесной музыке и сопереживая молодым артистам, слушатели с удовольствием погружались во все новые сюжетные обстоятельства. Пройдет время, другие впечатления заслонят собой какие-то интересные детали этого концерта. И все-таки хочется верить, что вспоминая его, наши слушатели вновь смогут оживить в себе те восторженные чувства, которые они испытали в один из майских вечеров, придя в концертный зал детской музыкальной школы на концерт вокальной музыки.
Преподаватель ДМШ Дуркина И. И.
|